Комментарий к обзору 3 "Происхождение и эволюция человека"
Олег Вите, автор сайта, посвященного Б.Ф.Поршневу, прислал мне по этому поводу следующее письмо.
Еще раз глянул Ваш обзор на сайте про макроэволюцию и обратил внимание на
абзац:
"В своих рассуждениях о развитиии речи и мышления Поршнев опирается на
разнообразные источники, но, к сожалению, он полностью игнорирует важнейший
массив данных о бессознательной психике, о бессознательном символическом
мышлении H.sapiens, открытом и изученном З.Фрейдом, К.Г.Юнгом и их
последователями"
Это не совсем так. Поршнев не раз привлекает Фрейда так сказать в союзники
(хотя и делает крайне осторожно).
Например, две цитаты из книги "Социальная психология и история" (2-е изд.,
М., Наука, 1979), из главы "Социальная психология и генетическая
психология":
Стр. 188.
Не приходится нам бояться научного обсуждения понятия <бессознательное>,
поскольку описанные выше явления и механизмы социальной психологии во многом
характеризуются как непроизвольные, несознаваемые, стихийные. Что
<бессознательное> не вымысел, а реальное явление, легко сообразит всякий
хотя бы по тому общеизвестному факту, что можно нечто помнить и знать, потом
забыть, т.е. утратить из сферы сознания, потом вспомнить, т.е. извлечь из
сферы бессознательного. Как видим, слово <бессознательное> вовсе не
обязательно понимать в специфическом смысле Фрейда. Но и во фрейдовском
психоанализе есть черта, выражающая веру во всепобеждающую силу
человеческого разума: убежденность в том, что <бессознательное> любого
человека может быть сделано достоянием его сознания, научного анализа.
Стр. 204.
Конкретные наблюдения психоаналитиков могли бы сразу приобрести
совершенно новую трактовку, если бы были перенесены примерно в такой
эволюционный кадр: подавленные в психике человека влечения, избыточный
поисково-половой инстинкт - это наследие того, что было совершенно нормально
в биологии нашего предка, палеоантропа (неандертальца в широком смысле
слова), без чего он в своих специфических условиях существования рисковал бы
не оставить потомства. Его наследие при формировании современного человека
естественный отбор не успел полностью уничтожить из-за чрезмерной быстроты
происшедшей трансформации. При таком допущении тезис о необходимости в
каждой индивидуальной психике вытеснения и сублимации пережитков
неандертальца выглядел бы более рационально и исторично.
Итак, на самом деле в психике человека есть более древние и более
молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а
находящиеся в сложном взаимодействии. Само <бессознательное> могло бы
трактоваться как пласт, отвечающий психическому уровню палеоантропа.
Шлюз, соединяющий бессознательное с сознательным, фрейдизм называет
предсознанием. И в этих наблюдениях кое-что можно не отбросить, а круто
переосмыслить. Тут, в этом шлюзе, царит, как говорят, <символическое>
мышление: подстановки, отожествление разных предметов, воображаемое
превращение их друг в друга: Как не узнать низшую, древнейшую фазу
валлоновских <пар>, фазу наиболее далеких от реалистического наполнения
дипластий! Может быть, эту фазу и следует сопоставить с первыми шагами
психического развития нашего вида - <человек разумный> (Homo sapiens).