«Наука из первых рук» № 2(3). Декабрь 2004. С. 150-155.
«...Ты преданна своему хозяину. Лежишь у порога, ведя службу охраны юрты. Ты, собака, хранительница верная стоянки, Ведешь наблюдение над стадом домашнего скота. Стоишь там скрыто, куда мог бы явиться волк по тропе. Чуть заметишь шорох, сразу киваешь головой и лаешь. Лежишь там крепко, закрывая всем телом дорогу беды... Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно, В твоих ушах серьги чудны и зрелищны. Мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна. Ищу твою душу и зову твою душу, запевая свои алгыши. Стою и пою, призывая собачью душу своими алгышами».
(Из сборника шаманских гимнов, собранных и переведенных М. Кенин-Лопсаном)
В шаманском гимн точно отражены: и назначение собаки, и характерное поведение, и ее внешность: пышный хвост, бархатистая, обычно черной масти шерсть, белые пятна на груди и шее (в оригинале «мухортая собака» - "калдар", что значит белые пятна на черном фоне), свалявшиеся в войлок клочья шерсти за ушами («серьги»). Можно только добавить, что уши у тувинских собак висячие, плотно прижаты к голове. Когда в Туве появились европейские собаки со стоячими ушами (вероятно, привезенные советскими военными), местные жители удивлялись: «Глядите, какие у собаки уши, как у лошади».
Известно, что разрушение человеком среды обитания нанесло огромной урон биологическому разнообразию. Предполагается, что за последнее столетие с лица Земли исчезло до 25 тысяч видов высших растений и более 1 тысячи видов позвоночных животных. Процесс сокращения биологического разнообразия не ограничивается дикой флорой и фауной: по подсчетам специалистов, в мире каждые 2 недели исчезает 3 породы домашних животных! В России еще 10 лет назад из 63 зарегистрированных пород крупного рогатого скота и лошадей 35 % находилось под угрозой исчезновения, сейчас многие из них уже не существуют. В этих условиях найти сохранившейся какую-то до сих пор неописанную местную породу кажется невероятным.
Каково же было наше удивление, когда в трудно доступных горных районах Тувы мы встретились с собаками неизвестной породы (точнее, породной группы или местной популяции). Заинтересовавшись, занялись сбором сведений о тувинской собаке. Поскольку оказалось, что на сегодняшний день сохранилось буквально считанное количество животных этой породы, сделали все (создали прямо при нашем институте в Москве питомник «Монгун-тайга») для того, чтобы сохранить ее генофонд.
С надеждой в дальнейшем, — если в Туве сложатся условия и найдутся энтузиасты, — попытаться вернуть овчарку на родину.
Как же это случилось, что воспетое в священных гимнах животное — собака-сторож, без которой жизнь пастуха-кочевника немыслима, вдруг стала никому не нужна и исчезла из аалов тувинцев?!
И тут урок естествознания придется прервать уроком истории.
До 1944 года Тува была самостоятельным, хотя и находящимся под влиянием СССР государством. Тувинцы долго продолжали вести традиционный кочевой образ жизни, занимаясь в основном животноводством. В 50-е годы началось насильственное сселение животноводов в поселки.
В каждой семье пастухов было несколько собак, пасших скот, охранявших территорию вокруг юрты. Собрать их всех в поселке было невозможно; оставляли на местах бывших стойбищ, а то и отстреливали. Тем не менее, примерно, до 80-х годов тувинские овчарки были еще достаточно многочисленны. То, что они сейчас почти исчезли, было вызвано несколькими причинами. Первая и главная — безразличие: нам не удалось встретить ни одного любителя, который бы сознательно занимался разведением тувинских собак...
Наконец, распространение ядов, которые разбрасывают для уничтожения расплодившихся (в отсутствие собак!) волков. (Кстати, местные жители во время одной из поездок показывали нам тувинскую овчарку, которая храбро вступила в поединок с волком и загрызла его). Было бы печально совсем потерять пастушескую собаку Алтае-Саянских гор. Ведь каждая порода домашних животных не только обладает уникальным генофондом, обеспечивающим ее приспособленность к подчас нелегким условиям обитания, но и является частью культуры. Аборигенные породы — это живое культурное наследие, живые корни традиционного хозяйствования наших предков. Их образы питали фольклор и продолжают воплощать душу народа, его эстетические пристрастия и мироощущение. Поэтому местные породы домашних животных заслуживают столь же бережного к себе отношения, как и другие — материальные и духовные — памятники древних эпох.
В качестве новой породы, тувинская овчарка была представлена в Москве в 2001 году и затем неоднократно выставлялась на выставках Союза кинологических организаций России. 5 собак получили оценки «отлично». Привезенный из Монгун-Тайгинского кожууна (района) кобель по кличке Мугур (сейчас ему 5 лет) признан чемпионом России.
Почти все собаки, привезенные из Тувы, живут в семьях; хозяева отмечают их исключительные сторожевые качества, неприхотливость и ненавязчивость, устойчивость психики, неагрессивность по отношению к людям и к собакам вне охраняемой территории.
Есть ли будущее у тувинской овчарки? Нам кажется, что есть. Опыт содержания собак этой породы в Подмосковье показывает, что это превосходный — для охраны дач и коттеджей — сторож. Кроме того, внешне тувинская овчарка достаточно сильно отличается от других родственных ей пород и своим очаровательным экстерьером не может не привлечь внимание собаководов-любителей. Наконец, на ее родине, в Туве, значительная часть населения занималась и будет заниматься животноводством, то есть хорошо приспособленные к местным условиям пастушеско-сторожевые собаки всегда будут нам необходимы.
Труднодоступность горных районов, где еще сохранились аборигенные собаки, и сложность транспортировки их в Москву, делают задачу спасения тувинских овчарок в нашем питомнике очень нелегкой. И все-таки, если при нехватке средств, на "энтузиазме", мы все-таки сможем восстановить эту великолепную по-прежнему преданную людям породу, список потерь "культурного" биоразнообразия хоть немного, но сократится. И гармонии в мире станет чуть больше.